? ? ?

В каких произведениях древней литературы упоминался Гефест?

Гефест (у римлян - Вулкан) - бог огня и кузнечного ремесла, покровитель металлургии. Сначало почитался как бог подземного огня в областях с действующими вулканами - сначала на полуострове Лемносе. Отдельно чтили Гефеста в Афинах, где ремёсла достигнули большего в Греции развития. Гефест - единственный из олимпийских богов, занимавшийся физическим трудом; он выстроил для себя и богам прекрасные медные чертоги, для Ахилла он выковал необычные доспехи, для Диомеда - латы, для Зевса - скипетр и эгиду и пр. Изображали его в виде бородатого, широкоплечего кузнеца с молотом либо клещами.

Олимпийское божество малоазийского происхождения, вместившее в себя древние черты пламенной стихии. Гефест выступает либо как фетиш пламени (Гомер "Илиада", II 426; IX 468; Hom. Od. XXIV 71), либо как властелин огня. Его происхождение трактуется двойственно. Он - отпрыск Зевса и Геры (Гомер "Илиада", XIV 338), однако он же отпрыск только Геры, рожденный ею в отместку Зевсу (Hes. Theog. 927) в иной раз Зевс, когда Гефест защищал перед ним Геру (Apollod. I 3, 5).

Гораций отрисовывают Вулкана-Гефеста на фоне цветущей вешней природы (Carm. I 4, 1-8). Все это свидетельствует о хтонической связи Гефеста с силами природы. Легенды о Гефесте отражают также расцвет художественно-ремесленного творчества в эру патриархата. В Аттике одна из фил (единиц) носила имя Гефест, а сам он почитался посреди основных божеств жителями Аттики - "отпрысками Гефеста" (Aeschyl. Еum. 13).

Гефест прихрамывал на обе ноги, он безобразен, что сближает его с архаическими стихиями. Однако совместно с тем, будучи олимпийцем, он берет в супруги красивую богиню Афродиту, обманывавшую его с Аресом, либо хариту (Гомер "Илиада", XVIII 382). На Олимпе Гефест веселит шуточками богов, угощает их амбросией и нектаром и вообщем выступает в некоей служебной роли, что также показывает на его негреческое происхождение. У Аполлония Родосского в "Аргонавтике" (III 219-229) рассказывается о том, что Гефест вырыл для колхидского царя четыре источника, текущие из-под виноградной лозы: молока, вина, масла и воды.

Он кует Ахиллу орудие и прекрасный щит (Гомер "Илиада", XVIII 369-616). Медные быки царя Ээта (Apoll. Rhod. III 229-238), опочивальня Геры (Гомер "Илиада", XIV 166-168), венец Пандоры (Hes. Theog. 579-584) тоже изготовлены Гефестом. В "Энеиде" Вергилия (VIII 370-453) дается потрясающее описание подземной кузни Гефеста, где создаются Зевсовы громы и молнии, также орудие Энея. Гомеровский гимн соединяет воединыжды Гефеста и Афину, обучивших людей ремеслам (XX 2-7).

Гефест приковывает Прометея, однако очевидно против собственной воли, по приказанию Зевса (Эсхил "Прометей прикованный", 14). Орфический гимн изображает Гефеста как некоторую галлактическую силу во всей ее фетишистской нетронутости. Он мастер и живописец, однако он же свет, огнь, эфир. Он охраняет обители, города и племена, однако он же - луна и все светила, зияющий, все пожирающий бес (LXVI), другими словами Гефест - и Олимп, и преисподняя, и высшее творчество, и стихийный демонизм.

Гефест в основном почитался в Афинах (в Керамике), где он был богом ремесла, однако не имел возможность соперничать с более древним Прометеем (CIA, р.64) и Дедалом. После низвержения Гефеста с Олимпа его выручили обитатели острова Лемнос синтийцы; там находился город Гефестий и гора Мосихл с кузницей бога. На Крите отсутствуют мельчайшие указания на культ Гефеста. На континент культ Гефеста был занесен с островов Эгейского моря эллинскими поселенцами. Следовательно, хтоническое негреческое божество стало одним из самых почитаемых богов посреди ремесленников и мастеров Афин.

Источники:

  • ru.wikipedia.org - информация о Гефесте из Википедии
  • greekroman.ru - тщательно о Гефесте
  • greece-info.ru - дополнительно о Гефесте
  • Дополнительно на New-Best.com:

  • Кто таковой Аполлон?
  • Кто таковой Посейдон?
  • Кто такая Психея?
  • Источник материала Интернет-сайт www.genon.ru

    Rambler's Top100